Астрономы нашли гигантское кольцо из «кирпичиков жизни» у далекой звезды

Астрономы нашли гигантское кольцо из "кирпичиков жизни" у далекой звезды© University of Copenhagen/Lars Buchhave

МОСКВА, 29 июн – РИА Новости. Астрономы нашли в окрестностях необычного зародыша тройной звезды в созвездии Змееносца гигантское кольцо из сложных органических молекул, вращающееся вокруг пока не родившихся светил примерно на том же расстоянии, что и Плутон от Солнца, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

«Когда мы измерили скорость движения газа, содержавшего в себе органику, используя эффект Доплера – то, как растягиваются и сжимаются спектральные линии в результате движения газа в нашу или в обратную сторону – мы обнаружили, что он вращается и что он представляет собой достаточно компактное кольцо. Его открытие позволяет говорить, что органика скапливается в диске, из которого впоследствии формируются планеты», — заявила Йоко Ойя (Yoko Oya) из университета Токио (Япония).

Ойя и ее коллеги совершили это открытие, наблюдая за одним из самых близких и необычных «зародышей» звезд – тройной системой IRAS 16293–2422, расположенной всего в 446 световых годах от Земли. Сегодня она представляет собой крупное облако газа, внутри которого обитает пара из двух эмбрионов звезд, вращающихся друг вокруг друга на небольшом удалении, и третья будущая звезда, кружащая вокруг них на расстоянии в 10 раз дальше, чем Плутон отдален от Солнца. Астрономы нашли гигантское кольцо из "кирпичиков жизни" у далекой звезды© Bill Saxton, Alexandra Angelich, NRAO/AUI/NSFТелескоп ALMA впервые увидел «линию снега» в протопланетном диске

Это облако газа и зародыши звезд пока слишком холодны для того, чтобы увидеть их при помощи оптических телескопов, и поэтому ученые используют мощнейшие микроволновые радиотелескопы для того, чтобы увидеть тлеющие «угольки» формирующихся светил и окружающий их газ и пыль. В этом газопылевом диске относительно недавно был найден первый «космический» сахар, показавший, что подобные кирпичики жизни могут существовать в окрестностях новорожденных звезд.

Японские ученые, наблюдавшие за IRAS 16293–2422 при помощи мощнейшего радиотелескопа ALMA, добавили в число необычных черт этой системы и крайне причудливое кольцо из органики, которое находится на границе между ее протопланетным диском и плотным облаком из газа, окружающем «кокон», где формируются три звезды этой системы.

Это кольцо, как показали наблюдения Ойи и ее коллег, содержит в себе целый ряд сложных органических молекул, в том числе метилформиат – соединение муравьиной кислаты и метана, а также сульдфид карбонила – соединение серы, кислорода и углерода. Астрономы нашли гигантское кольцо из "кирпичиков жизни" у далекой звезды© B. Saxton, NRAO/AUI/NSF // N.E. Kassim, Naval Research Laboratory, Sloan Digital Sky SurveyУченые впервые нашли «закрученные» кирпичики жизни в центре Галактики

Подобные «кирпичики жизни», как объясняют ученые, формируются в межзвездной среде, далеко от разрушительных лучей звезд, на поверхности и в толще зерен из льда и пыли, которые выбрасываются в открытый космос вспышками сверхновых звезд. Наблюдения за IRAS 16293–2422 показывают, что они скапливаются на границе между протопланетным диском и окружающим газом, вероятно, в результате разрушения этих зерен в ходе столкновений с другими частицами звездных «стройматериалов» и действия центробежных сил.

Подобный процесс, как сегодня считают ученые, мог насытить зародыш Солнечной системы органикой и подготовить ее к «доставке» на будущую Землю при помощи первых комет и астероидов, бомбардировавших нашу планету во время первых дней ее жизни. Открытие «живого примера» такой транспортировки в виде IRAS 16293–2422 говорит в пользу того, что это именно так и происходит, заключают ученые.

Источник: ria.ru